г. Гомель, ул. Крестьянская 15 а
тел. 75 55 83, 75 77 20

26 апреля – Международный день памяти о чернобыльской катастрофе

 В Гомельской области прогнозируется высокий подъем уровня воды

Будьте осторожны! Пожароопасный период начался

ОРГАНИЗАЦИЯ   РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ И СЕМЬЯМИ ГРУППЫ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА

 

Никто не станет отрицать, что для благополучного развития ребен­ка нужно личное счастье пап и мам, нужна гармоничная, благопо­лучная семья, способная обеспечить основные, базовые потребно­сти ребенка, к которым относятся:

•   физиологические потребности (в питании, в сне, отдыхе);

• потребность в безопасности (жилище, социальная и матери­альная защищенность);

•   потребность в любви и уважении.

Прежде чем мы раскроем особенности работы с неблагополуч­ными и семьями группы социального риска, рассмотрим типы се­мей.

Патриархальная семья включает несколько поколений (четыре). В такой семье ее члены живут вместе, начиная с детей и кончая бабушкой и дедушкой по отцовской и материнской линии. В настоящее время дети чаще живут отдельно, сохраняя родственные отношения одной семьи, отношения ответственности и солидарности поколений. Вместе с тем, часто случается, что взрослые дети, не решив жилищных проблем, возвращаются к родителям.

Нуклеарная семья состоит из мужа, жены и одного или двух детей.

Многодетная семья состоит из мужа, жены, троих и более детей.

Молодая семья — это супружеская пара с детьми или без них в первом браке. Возраст такой семьи не старше пяти лет. Большинст­во этих семей живут с родителями, это, например, семьи студентов.

Неполная семья — семья с одним родителем, чаще всего им яв­ляется мать, реже — отец. Такая семья — результат развода, смерти или долгого проживания одного из родителей. Дети в результате разводов родителей получают глубокую психофизическую травму (теряют аппетит, сон, бодрость, чувствуют неуверенность, испуг, переживают за родителей и за свое положение, неполноценно раз­виваются в морально-эмоциональном плане из-за отсутствия тепла, любви, ласки, заботы отца или матери, становятся агрессивными (особенно мальчики) по отношению к сверстникам, взрослым лю­дям, могут даже отрицательно относиться к будущей семейной жизни).

Внебрачная семья включает одного или нескольких детей к мать, которая не состояла в браке. Кроме тяжелых материальных условий эта семья переживает и отрицательное отношение со сто­роны общества. Дети по-разному реагируют на отсутствие отца, мальчики более уязвимы, чем девочки. В воспитании ребенка в та­кой семье часто отрицательное влияние оказывает сильная любовь матери, которая старается желанное дитя оградить от окружения, Отец в большинстве таких семей воспитанием ребенка не занимается.

Семья в повторном браке (измененная семья) — это семья с двумя родителями, где могут быть дети как общие, так и от преж­них браков.

Проблемы чаще всего связаны с нарушением детско-родительских отношений, особенно когда у родителей появляется общий ребенок в браке,

Особую категорию составляют семьи, созданные после смерти одного из супругов в предшествующем браке. Дети остро переживают смерть  отца или матери, и это сказывается на отношениях с отчимом или мачехой.

Семья «маленькая мама» — это семья, в которой женщина рожает ребенка, не достигнув совершеннолетнего возраста, чаще всего это школьница. Появление в современном обществе этой категории семей рассматривается как нарушение брачно-семейных норм. Вместе с тем, число несовершеннолетних мам растет, поэтому не­обходимы меры по социальной защите и помощи им со стороны государства и общества. Как правило, «маленькая мама» приводит в дошкольное учреждение своего ребенка, так как это экономически выгодно ей. Важно оказать поддержку, профессиональную помощь такой маме, ибо она, по сути, сама еще ребенок и нуждается в ней как никто другой.

Кроме перечисленных выше, следует выделить и такие типы семей:

•  семьи опекунов и усыновителей;

•  семьи беженцев;

•  семьи военнослужащих;

•  семьи эмигрантов;

•  семьи верующих;

•  студенческие семьи;

•  семьи, где больной ребенок или инвалид;

•  многодетные семьи, где 5-10 и более детей;

•  семьи, где родители — наркоманы, алкоголики, мать — про­ститутка;

•  семьи, где родители находятся в тюрьме или вернулись из неё.

Почти все эти типы семей, кроме патриархальной и нуклеарной, относятся к группе социального риска.

Группы риска — категории населения, в том числе дети и под­ростки, более других склонные совершать аморальные или уголов­но наказуемые поступки.

Какую же семью мы относим к категории неблагополучных? В первую очередь сюда относятся:

• семьи, ведущие асоциальный образ жизни (пьянство, алкого­лизм, проституция, воровство и т. п.);

•  семьи, в которых нарушены детско-родительские отношения, т. е. имеют место конфликты, насилие, отчуждение, безразли­чие, безнадзорность и т. п.;

•  семьи с очень низким материальным достатком.

Какими бы факторами ни было обусловлено неблагополучие семьи, оно негативно сказывается на ребенке.

Встречаются семьи полные, но деструктивные, где нет согласия, где постоянные ссоры, скандалы. Иногда семья внешне кажется крепкой, сплоченной, а копнешь глубже, увидишь, что ее сплоченность — лишь видимость. По существу она псевдосолидарная, раздираемая противоречиями, в ней нет уважения друг к другу, тепла, взаимопонимания.

Таким образом, неблагополучная семья, в первую очередь, та, где имеются явные дефекты воспитания. Критерием является от­ношение к ребенку. Поэтому некоторые внешне благополучные полные семьи являются неблагополучными в плане воспитания де­тей. Дефекты воспитания — это и есть первый и главный показа­тель неблагополучия семьи. Ни материальные, ни бытовые, ни пре­стижные показатели не характеризуют степени благополучия или неблагополучия семьи — только отношение к ребенку.

Только система отношений «семья – ребенок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная.

Стало быть, говорить о ребенке в неблагополучной семье — значит, говорить о том,

•   какие факторы влияют на неблагополучие семьи;

•  как отражается семейное неблагополучие на ребенке;

•   как такой ребенок может нарушить спокойствие семьи;

•  что должны — хотя бы в общих чертах — предпринимать пе­дагоги, чтобы помочь ребенку — ведь он-то не виноват, что живет в неблагополучных условиях.

Факторы неблагополучия семьи

О неблагополучии семьи свидетельствуют следующие факторы:

1) пьянство родителей. Оно может оказаться роковым для ма­лыша не только в детские годы, но и на протяжении всей его жизни. Из-за него дети попадают в детские дома, из-за него дети лишают­ся родителей. 80% семей, не способных обеспечить воспитание де­тей, поражены пьянством. Это означает, что 80% таких семей со­стоит из отца-пьяницы или матери-пьяницы, либо оба родителя пьют;

2) депривация (лишение ребенка эмоционального, сенсорного, социального благополучия). Иными словами, заброшенность ребен­ка, его неухоженный вид. В 60-е годы XX столетия модным стал термин «депривация» (в переводе с латинского — лишение). Депривация — это состояние, связанное с биологически полноценной, но психологически недос­таточной средой

Различают три вида депривации: эмоциональную, сенсорную и социальную.

Под эмоциональной депривацией понимают длительное отсутст­вие ласки, заботы, человеческого тепла и понимания.

Сенсорная депривация — это лишение ребёнка физического, те­лесного контакта; прикосновения, объятия, поглаживания, поцелуя.

Социальная депривация – это результат недостатка социальных влияний: безнадзорность, изоляция от психически здоровых детей и др.;

3) жестокое,   неуважительное  отношение  к ребенку,  прояв­ляющееся в физическом и психическом насилии;

4) бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей;

5) безнравственность родителей, наличие аморального стиля и тона отношений в семье;

6) отсутствие благоприятного психологического климата в семье:

7) авторитаризм  или либерализм,  безнаказанность и всепрощенчество по отношению к детям;

8) наркомания, тяжёлые хронические и инфекционные заболе­вания родителей.

Проблемы воспитания в неблагополучной семье

В неблагополучных семьях существуют проблемы (а порой их собирается целый букет), которые негативно влияют на воспитание и развитие ребенка. Среди них следующие:

1) материальные проблемы. Они могут быть связаны с безрабо­тицей одного или обоих родителей, с их низкой заработной платой, неумением планировать и расходовать семейный бюджет, с пьянст­вом и др. Ребенок уже с дошкольного возраста замечает разницу в материальном достатке своей семьи и своих обеспеченных сверст­ников, которые имеют красивые игрушки, вкусные лакомства, ком­пьютерные игры и т. д. У него зарождается зависть, желание быть богатым, все иметь. Отсюда — и детское воровство, и агрессия.

2) недостаток времени, в том числе для совместных дел, общения с ребенком. Мать постоянно занята работой, домашними дела. ми, собой;  отец – зарабатыванием денег, своими проблемами Времени для ребенка у таких родителей практически нет; он чувствует раздражение, усталость и замыкается, отдаляется. Особенно это ощутимо, если мать одна воспитывает сына. Это расстояние по­стоянно увеличивается, и, когда ребенок подрастает, он старается избегать мать, компаний друзей, уходит из дома, грубит и пр.;

3) неполная семья. Это состояние очень неблагоприятно для ре­бенка: отсюда   эгоизм из-за того, что мать и другие родственники чтобы компенсировать отсутствие второго родителя, балуют, заласкивают, потакают его прихотям;

4) непослушание детей из-за непонимания родителями их при­чин. Многие родители решают эти проблемы с помощью жестоких наказаний, окриков, унижений, оскорблений детей;

5) безотцовщина, бедность, агрессивность, которые, как прави­ло, сочетаются. Все это очень уродует детские души. Став взрослы­ми, многие избиваемые дети сами становятся садистами — эстафета зла и жестокости становится бесконечной;

6) вещизм. Если в доме постоянно ведется разговор о вещах, их приобретении, то и ребенок старается проникнуться интересами близких. Как уберечь детей от ненормальной привязанности к ве­щам? Ведь многие не жизнь любят, не деятельность, не творчество, а вещи. Они рабы вещей. Вещизм в семье — признак ее неблагопо­лучия, он ведет к пресыщенности. А последствия этого могут быть самые разнообразные, вплоть до патологических. Есть одно средст­во от пресыщенности, от лени, от печали, раздражения. Это любой труд, труд на пользу людям;

7) проблема инфантилизма. Главным образом она характерна для мальчиков, будущих мужчин.

А. С. Пушкин в своем романе «Евгений Онегин» писал: «Бла­жен, кто смолоду был молод, блажен, кто вовремя созрел». Те, кто вовремя не созрели, в чьем поведении и характере сохраняется мно­го детского, и есть психически незрелые люди, т. е. инфантилы.

Например, с кого брать пример мальчику, вступающему и жизнь? В детском саду, в семье, где в основном мать воспитывает сына (из каждых 10 мальчиков половина, а порой и больше растут без отцов), а в дальнейшем в школе и т. д. — нигде он не обнаруживает мужчин. Мальчишка с раннего детства приучается к тому, что вокруг него одни только женщины, окружающие его чрезмерной любовью: ведь на сына одинокие матери, как правило, переносят и любовь к отсутствующему мужчине. Поэтому у многих мальчиков образуются нахлебнические склонности, равнодушие, нежелание брать на себя ответственность. Подобное оранжерейное вос­питание также ни к чему хорошему привести не может;

8) проблема дети современных «Кармен». «Любовь свободна и не знает границ»,— пела Кармен. Когда мама постоянно «влюбля­ется», она и не представляет, не понимает пагубности для дочери (или сына) собственного поведения. Судьба детей эгоистичных и безжалостных «Кармен» разная: одни подражают матерям, а другие пылают презрением к материнской философии и становятся сдер­жанными, сухими, правильными, потом могут появиться психиче­ская анорексия, дисгармония. Нынешних «Кармен» ничто не оста­навливает в их эгоистических страстях. Многие подбрасывают сво­их детей бабушкам, иногда даже случайным людям, а нередко оставляют в неврологических санаториях или детских домах;

9) «измененная» семья (семья в повторном браке). Проблемой в такой семье являются отношения отчима или мачехи к неродным детям. Особенно ситуация осложняется, если родился общий ребе­нок. Какие чувства обуревают старшего ребенка? Ревность, злость, ненависть, чувство заброшенности, одиночества. Много проблем вызывают ситуации при решении вопроса свиданий с ребенком от­ца, бабушки или дедушки.

Бывают ситуации, когда создание новой семьи ставит женщину перед выбором: ребенок или муж. И, к сожалению, женщина иногда делает выбор не в пользу ребенка, тогда ребенок чаще всего живет с бабушкой и дедушкой.

Психика ребенка очень хрупка, различные стрессовые ситуации, которые ребенок пережил когда-то, влияют на его психическое раз­витие.

Ребенок может столкнуться со следующими, ситуациями, свя­занными со стрессовой обстановкой в семье, которая может повли­ять на его психологическое благополучие:

•   смертью матери, отца;

•   смертью бабушки, дедушки;

•  смертью других близких на глазах ребенка;

•  тяжелой болезнью или травмой у матери, отца;

•   частыми разлуками с родителями;

•   разводом родителей (для ребенка это невыносимая трагедия)

•   появлением в семье мачехи (отчима);

•  постоянными ссорами между родителями;

•   постоянными ссорами между родителями и ребенком;

•   появлением в доме детей отчима или мачехи;

•   рождением в семье совместного ребенка родного и неродного родителя;

•  пьянством родителей, наркоманией;

•   избиением матери отцом;

•   наказанием ремнем;

•   и др.

Реакция детей на психическое и физическое неблагополучие в семье:

—  замкнутость, уход в себя;

—  агрессия, жестокость, озлобленность;

—  непослушание, грубость;

—  плаксивость, забитость;

—  заикание;

—  неврастенические реакции: страхи, тики;

—  уход из дома;

—  суицид.

Следует отметить следующее: чтобы ребёнок чувствовал себя благополучно, многие родители должны изменить себя. Педагоги могут помочь им:

1) осознать, обозначить для себя проблемы, существующие в их семье;

2) сделать практические шаги к устранению этих проблем;

3) в случае необходимости обратиться за помощью к специали­стам: социальному педагогу, воспитателю, психологу, психиатру и другим специалистам.

Фиксировать работу с неблагополучными семьями можно в виде картотеки, где отмечаются сведения о данной семье и ребенке или в «Карте неблагополучной семьи».

Работу с неблагополучной семьёй необходимо осуществлять в трёх уровнях: профилактическом, диагностическом и реабилитаци­онном (коррекционном).

 

Профилактический уровень

Профилактика — это комплекс превентивных (предупредительных) мер,  проводимых путём организации общедоступной медико-психологической и социально-педагогической поддержки семьи.

На данном уровне необходимо предоставлять достоверную ин­формацию для родителей, которая способствовала бы предотвра­щению проблем во взаимоотношениях детей и родителей. С этой целью можно разработать специальную программу педагогического образования родителей. Например, при работе с семьёй, живущей в плохих санитарно-гигиенических условиях или применяющей фи­зические наказания, необходимо объяснить членам семьи пагубное влияние и последствия этих условий на воспитание ребёнка, пред­ложить рекомендации по соблюдению санитарных правил гигиены тела и жилища, объяснить сущность методов гуманистического воспитания.

Педагогическое образование родителей этой категории направ­лено на то, чтобы они поняли разницу между допустимым и недо­пустимым поведением, поскольку родители часто не осознают по­следствий, к которым могут привести их действия.

При составлении программы педагогического образования не­обходимо учитывать, что большинство из родителей не имеют спе­циального педагогического образования. Кроме того, программа должна быть направлена:

•  на творческое усвоение знаний, с тем чтобы они стали руко­водством к действию и способствовали повышению эффек­тивности воспитания;

•  формирование  способности  осмыслить  семейную  действи­тельность, умения принимать наиболее эффективные реше­ния;

•  взаимное обогащение опытом детско-родительских отноше­ний.

В программу целесообразно включить:

•  вопросы основных закономерностей и базовых этапов разви­тия ребёнка, возрастных психологических факторов станов­ления личности ребёнка;

•  такие проблемы, как роль матери, отца во взаимоотношениях с ребёнком на ранних стадиях его жизни, значение эмоцио­нальных факторов во взаимоотношениях в семье;

•   понятие возрастных кризисов;

•   приёмы адекватной оценки поступков ребёнка, поощрения и наказания.

Эффективность профилактической деятельности педагога  напрямую связана с правильным выбором способов общения с семьей. Недопустимы небрежное, снисходительное или слишком официальное общение при встрече, а также упрёки, устрашения, ультиматумы. В противном случае создастся психологический барьер из-за чего человек не сможет адекватно воспринимать даже вполне целесообразные предложения.

К встрече, беседе с родителями данной категории необходимо тщательно готовиться. Перед родителями, которые предъявляют завышенные требования к ребёнку, педагогу необходимо постараться раскрыть как можно больше реальных достоинств ребёнка Можно предложить таким родителям понаблюдать за ним и постараться понять, почему он плачет, капризничает, агрессивен и т. д. Научившись наблюдать за своим ребёнком, они смогут самостоя­тельно изменить свою реакцию на его поведение.

 

Диагностической уровень

Диагностика – длительный этап, требующий неоднократны) встреч с семьёй, а также с другими людьми. Диагностика служи отправной точкой дальнейшего взаимодействия с семьёй.

Здесь возможны два варианта деятельности педагога (воспитателя, социального педагога, психолога):

а)  при добровольном обращении родителей — оценка ситуации и в случае необходимости организация консультации специалиста;

б) при недобровольном обращении — сбор достоверной информации о семье, организация встречи с ней, обеспечение обратной связи.

 

Обязательными этапами диагностики являются:

•   сбор информации;

•  анализ информации;

•   постановка социального диагноза.

На данном этапе обязательно используются следующие диагностические методы:

•  наблюдение (позволяет определить пол, возраст, националь­ность,  материальное положение,  черты характера, уровень интеллектуального развития и состояние психики родителей);

•  беседа — равноправный диалог или интервью, устный опрос по заранее обдуманному плану;

•  анкета (письменный опрос);

•  тесты  (стандартизированный  набор  заданий,  позволяющий определить уровень знаний человека, состояние его личност­ных, психологических характеристик).

Широко используются в диагностике:

•  карточные методики. Они позволяют составить общее пред­ставление об эмоциональном состоянии семьи, ее жизненной ситуации, облегчают работу с людьми, имеющими затрудне­ния в общении (мигрантами, замкнутыми), оказывают успо­каивающее действие;

•  проективные методики (разновидность тестов, нацеленных на определение неосознаваемых клиентом состояний (бессозна­тельного влечения, скрытой агрессии, переживания);

•  ассоциативные проективные методики, построенные на сло­весных ассоциациях, системе незаконченных предложений;

•  экспрессивные методики, основанные на рисовании (рисунок семьи, рисование себя в виде растения, животного). Они по­зволяют сравнивать результаты работы с клиентом;

•  анализ документации;

•  выборочный, содержательный анализ. В работе с неблагопо­лучной семьей составляются различные документы, необхо­димые для отчетности, в помощь другим специалистам, пра­воохранительным органам, для защиты своих интересов, для дальнейшей работы с семьей;

•  метод социальных биографий -   сбор информации об исто­рии жизни человека и его семьи. Исследуются личные бесе­ды,  опросы  родственников,  соседей,  переписка,  семейные альбомы. Этот метод используется социальным педагогом в работе с теми детьми, родителями, проблемы которых берут начало в семье, её традициях.

В ситуациях, когда различные недостатки в семье тщательно

скрываются, могут помочь опрос соседей, разговор с самим ребен­ком.

 

 

 

 

Реабилитационный уровень

Этот уровень является важнейшим в системе работы с неблагополучной семьей, так как проводится на всех этапах общения.

Реабилитация — это система мероприятий, имеющих целью быстрейшее и наиболее полное восстановление полноценного функционирования различных категорий населения.

Важно планировать стратегию помощи для семьи в целом, поскольку, если помощь будет оказываться только ребенку, это навлечь на него дополнительную опасность.

Реабилитационная работа осуществляется на индивидуальном, групповом и общинном уровне.

На индивидуальном уровне реабилитационной работы используются такие методы, как консультирование. Консультирование отличается от обучения тем, что значение имеют не столько знание консультанта, сколько его отношение к сложившейся проблеме влияние его личности.

Методы, приемы консультирования:

•   беседа;

•   включенное наблюдение;

•  убеждение;

•   одобрение или осуждение. Очень важно находить компромисс, осуждать действия, выяснять причины;

•   прием активного слушания;

•   прием парафразирования, проверка правильности высказываний другого человека при помощи повторения его идей другими словами;

•   прием конфронтации. Конфронтация заключается в том, что бы показать клиенту противоречие в его суждении, другие точки зрения. Прием конфронтации опасен тем, что может привести к конфликту, глубокому неудовлетворению общением и разрыву отношений. Но этот прием можно использовать  для  создания  условий  качественного  роста  клиент: вскрытия его противоречий.

Групповой уровень реабилитационной работы

Группа — это объединение людей, связанных общими интер* сами, деятельностью, местом жительства и др.

Методами групповой реабилитации являются: беседа, лекция, дискуссия, собрание, тренинг.

Одна из эффективных стратегий групповой работы — применение тренинга. В ходе тренинговых занятий используются многие формы                 индивидуальной и групповой форм работы: мини-лекции, беседа, видеоаудиоматериалы, приемы арттерапии, игротерапии, мозгового штурма, интерактивные методы и др.

Тренинг требует от ведущего тщательной предварительной под­готовки: выработки плана, программы; создания тренинговой груп­пы из 8-10 человек, решения организационных вопросов, подготов­ки помещения, определения общей стратегии действия.

Этапы тренинга:

•  приветствие, знакомство.

•решение организационных вопросов: определение цели, вре­мени, знакомство с базовыми правилами тренинга. Одно из обязательных правил:  каждый может свободно говорить в любое время, но запрещены все виды ругательства и насилия.

•  Возникновение «чувства группы», когда родители, участники тренинга, преодолевают опасения по отношению друг к дру­гу, начинают что-то значить друг для друга, снимают маски.

•  Подведение итогов, получение обратной связи, сравнение по­лученных результатов с ожидаемыми.

•  Прощание.

По договоренности участников отдельные их высказывания, мнения, успешная деятельность могут сопровождаться аплодисмен­тами.

Полагаем, что целенаправленная работа педагогов, родитель­ской общественности и заинтересованных учреждений поможет хотя бы частично решить проблемы детей из неблагополучных се­мей, а также пробудить в этих родителях совесть и ответственность за собственных детей. Тогда, наверное, станет меньше детей-сирот при живых родителях, меньше детских душ будет сломлено таким антисоциальным злом, как алкоголизм, распущенность, тунеядство, наркомания.

 

Некоторые советы педагогам

* Неблагополучные, «трудные» родители требуют особого под­хода при общении с ними. Искусству общения с такими роди­телями нужно учиться, проявляя максимум такта, терпения, знаний.

* Не рискуйте при проведении домашнего визита в семью алкоголиков, наркоманов. Это может быть опасно. Пригласите собой представителя родительского комитета или социального педагога, психолога и др. (например, общественного инспектора по охране прав детства).

* Своевременно информируйте заинтересованных ответственных лиц о фактах неблагополучия ребенка в семье, нарушениях родителями его прав.

* Индивидуальные формы работы наиболее эффективны при общении с данным контингентом родителей.

* В ситуации, угрожающей здоровью и жизни ребенка, необходимо немедленно принять меры по ограждению его от негативного воздействия родителей, вплоть до лишения родительских прав.

 

Литература: А.А. Гуз  Родители и педагоги:  шаг навстречу 

// Академия последипломного образования.– Мн., 2004.

 

 

 

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ

СЕМЬИ ГРУППЫ РИСКА

 

Общие сведения (фамилии членов семьи, количество членов семьи):

ФИО отцаs____________________________________________________________

Адресs________________________________________________________________

Год рождения   s________________________________________________________

Образованиеs___________________________________________________________

Место работы, специальность   s___________________________________________

Состояние здоровья, прочие сведенияs______________________________________

ФИО материs__________________________________________________________

Адрес   s_______________________________________________________________

Год рождения   s________________________________________________________

Образование     s________________________________________________________

Место работы, специальностьs____________________________________________

Состояние здоровья, прочие сведенияs______________________________________

Дети (сведения заполняются на каждого ребёнка)

ФИОs__________________________________________________________________

Дата рождения  s________________________________________________________

Состояние здоровьяs_____________________________________________________

Характеристика условий в семье:

Бытовыеs_______________________________________________________________

Материальныеs__________________________________________________________

Жилищныеs____________________________________________________________

Санитарныеs____________________________________________________________

К какому фактору группы риска относится

 Социально-демографический фактор:

•   многодетная семья;

•   неполная семья;

•   с приёмными, опекаемыми детьми;

•   с недееспособными родителями;

•   с низким социально-экономическим укладом жизни (малообеспе­ченные).

Социально-педагогический фактор:

•   родители не справляются с социальной ситуацией;

•   конфликтные семьи.

•  социально-криминогенный фактор:

•   семьи, где имеется угроза жизни детей;

•   деградация родителей.

Доход на одного человека s________________________________________________

Рекомендации:

Необходимо встать на учёт в s_____________________________________________

Нуждаются в срочной экономической помощи     s____________________________

Другие

Потребность в реабилитации: решение социального консилиума отs_____________

Специалист по социальной работе s_________________________________________

 (подпись)

 

ВАРИАНТЫ КАРТ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ

Вариант 1

ФИО ребенкаs________________________________________________________

Домашний адресs_____________________________________________________

Возрастs_____________________________________________________________

 

Со­став семьи

Жили­щные усло­вия

Матери­альная обеспе­ченность

Обра­зова­ние роди­телей

Атмо­сфера в семье

Условия жизни и деятель­ности ребенка

Фактор небла­гополу­чия

Коррек-ционная работа с семьей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариант 2

ФИО ребенкаs________________________________________________________________

Домашний адрес s____________________________________________________________

1.   Уровень развития ребенка, факты его поведения, свидетельст­вующие о влиянии неблагополучной семьиs_______________________________________________________

2.  Состояние здоровья ребенка (группа здоровья)s_________________________________

3. Состав семьи

4. Жилищные условия семьи (нужное подчеркнуть):

а)  проживает в отдельной одно-, двух-, трёх-, четырёхкомнат­ной квартире,

б) проживает в общежитии,

в) проживает с родителями мужа или жены,

г) снимает квартиру,

д) проживает в частном доме.

5. Образование родителей, место работы:

Мать:s____________________________________________________________________

Отец:s____________________________________________________________________

6. Материальная обеспеченность семьиs_______________________________________

7. Психологическая атмосфера в семьеs________________________________________

8. Условия для жизни и деятельности ребенкаs__________________________________

9.  Причина неблагополучия (нужное подчеркнуть): пьянство, алко­голизм, наркомания,  разлад между родителями, жестокое обраще­ние, болезнь

 

10. Коррекционная работа с семьей:

Оборотная сторона карты № 2

Содержание коррекционной работы

Срок

Ответст­венный

Отметка о выполне­нии

1 . Организационно-диагностическая работа:

2. Социальная помощь и поддержка:

3. Социально-педагогическая  помощь и поддержка:

4. Психологическая помощь  и поддержка:

5. Социально-правовое воздействие и поддержка:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА РАБОТЫ

С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЁЙ РЕБЁНКА

ФИО ребёнкаs_____________________________________________

Год рожденияs_____________________________________________

ФИО материs______________________________________________

Возраст s______________Образованиеs_______________________

Место работыs____________________________________________

ФИО отцаs_______________________________________________

Возрастs________________ Образование s____________________

Место работыs____________________________________________

Причина неблагополучия s__________________________________

Дата постановки на учётs____________________________________

 

 

Оборотная сторона программы

Дата

Социальная помощь

(воздействие)

Педагогическое влияние (по­мощь, поддержка)

Психологичес-кая помощь (заполняется психологом)

Правовое воздействие

Совместно с другими спе­циалистами, организации-ями

Выводы

 

Планируются: обследование жилищно-бытовых условий, дом. визит, консультации (напр., по трудоуст­ройству);      помощь в назначении   посо­бий, льгот, пенсий; выявление      родст­венников,   списыва­ние  с   ними;   хода­тайства в соответствующие органы,             связи с церковью,   женсоветом;    благотвори-тельные акции.

Планируются: беседы на пе-дагогические     те­мы, акции, бесе­ды о сани-тарном состоя-нии,   здо­ровье    ребёнка; вызов родителей на родительский комитет, на пед­совет; участие в родительском клубе и т. д.

Беседы, консультирова-ние по конкрет-ным те­мам; участие в тренинге.

Предупрежде­ние о...;

беседа об     ответствен­ности;     информирова-ние   о...; слушание     во­проса на комис­сии   по   охране детс-тва,   по  де­лам       несовер­шенно-летних.

Планируется: работа с педа­гогами,  члена­ми     комиссии по охране дет­ства, с врачом, с      воспитате­лем,    с    заве­дующей      д/у, инспектором и т. д.  рей­ды, беседы.

Напр:

Ситуация не    нор­мализо­валась (или   не­много улучши­лась); необхо­димо срочно забрать детей   из семьи.

 

 

Литература: А.А. Гуз  Родители и педагоги:  шаг навстречу 

// Академия последипломного образования.– Мн., 2004.